Деньги под землю // Татарстану не хватает федерального участия в строительстве казанского метро
19 ноября 2007 года

Представители Минэкономразвития заявили, что городам в 2008 году не стоит рассчитывать на рост федеральных инвестиций в подземки, поскольку бюджет-2008 утвержден без учета этой программы.
Вчера на выездном заседании Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) в Казани премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов выразил недовольство объемами финансирования строительства казанского метрополитена. По его словам, сегодня соотношение федерального и регионального бюджетов «неконструктивно», потому что «не дает эффективно решать задачи метростроения». Строительство двух станций «Козья слобода» и «Проспект Победы», которые должны быть сданы в эксплуатацию в 2008 году, по его мнению, станет «большой нагрузкой» для республиканской казны, если будет сохранена схема «80 на 20», где федеральная часть является меньшей. «Если не пересмотреть финансирование хотя бы по схеме «50 на 50», решить стоящие перед нами задачи будет сложно», — предупредил Рустам Минниханов. Мэр Казани Ильсур Метшин поддержал мнение премьер-министра республики и в доказательство сообщил, что на строительство двух названных станций потребуется 7,4 млрд рублей. Глава города выразил уверенность, что выездное заседание Росжелдора позволит решить «вопросы продолжения строительства метро во всех городах, где оно ведется», и в первую очередь, в Казани, так как здесь находится «единственное метро, построенное в России, а не в Советском Союзе».

Строительство казанского метрополитена было начато в августе 1997 года по решению президента России. Сметная стоимость проекта первой ветки протяженностью 7,26 км, состоящей из пяти станций и связывающей центр города с одним из густонаселенных районов, составляет 14,3 млрд руб. Она была сдана в эксплуатацию в августе 2005 года. По планам, к 2013 году первая линия казанского метро будет удлинена до 17 км, а число станций возрастет до 10. К 2024 году метро города будет состоять из трех линий общей длиной 55 км.

Отмечая недостаток федерального участия в строительстве метрополитена в Казани, татарстанские чиновники, видимо, вспомнили времена, когда по этой причине прокладка первой линии казанской подземки то приостанавливалась, то возобновлялась. И за семь лет строительства первая очередь казанского метро была построена лишь наполовину. Зато в 2005 году, когда в рамках подготовки к 1000-летию в Казань потекли деньги, метростроевцы успели преподнести линию с пятью станциями в качестве главного подарка к юбилею города. По данным управления Федерального казначейства по Татарстану, на строительство казанского метро за 2001-2005 год Россия выделила 6,5 млрд рублей.

Проблема недофинансирования актуальна для всех регионов России, признал вчера руководитель Росжелдора Игорь Ромашов. По его словам, до 1995 года правительство России обеспечивало до 70% финансирования. В последующие десять лет доля федерального бюджета резко упала. При планах финансирования до 20% стоимости строительства метро в 2007 году фактически выделено 10,9%, в 2006 году – 9,4%. Из запланированных на 10 лет 113,2 км линий введены лишь 56 км, объем незавершенных работ оценивается в 115,5 млрд рублей. Поэтому, заметил господин Ромашов, была разработана «Долгосрочная целевая программа развития метрополитена в городах Российской Федерации на 2008-2010 годы» с объемом капитальных вложений 258,4 млрд рублей.

Она предполагает строительство в Казани еще пяти станций за счет инвестирования за три года 13 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 6,8 млрд рублей.

Впрочем, вчера начальник отдела Минэкономразвития Петр Подольский заявил в своем выступлении, что строительство метро тормозят сами субъекты России, а не федеральный центр. По словам господина Подольского, даже если бы деньги из федерального центра поступали в полном объеме, регионы не смогли бы внести свою долю в проект - 80%. Он сообщил, что бюджет 2008 года уже утвержден, и там не предусмотрены суммы, которые могли бы уравнять участие федерации и регионов в строительстве метро. Представитель МЭРТ предложил постепенно увеличивать участие федерального бюджета в строительстве метро – в 2009 году - 30%, в 2010 - 40%, постепенно подводя к программе на 2011-2015 годы, которая предусматривает финансирование «50 на 50».

Между тем глава Росжелдора сообщил журналистам, что программа на 2008-2010 годы пока не согласована с МЭРТом и Минфином России, хотя остальные министерства уже одобрили проект, а в случае утверждения всеми госструктурами поправки в бюджет в части увеличения расходов на метро будут внесены в первой половине 2008 года.

Лилия Миргазиева, "Ъ - Волга-Урал"